ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Воспитательная работа является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Общество возлагает на него огромную ответственность за воспитание подрастающего поколения.

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств, продиктована необходимостью внедрения  личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.

В современной литературе выделяются критерии эффективности использования компьютера в работе классного руководителя по воспитательной работе:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

  • компактность (возможность накапливать информацию на электронном носителе, исключая накопление папок с информационным материалом);

  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);

  • возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через индивидуальную работу.

В своей работе классный руководитель может использовать новые инструменты, которые предлагают информационно – коммуникационные технологии:

- ресурсы Интернет;

- электронные образовательные ресурсы;

- компьютерные программы.

Остановимся на каждом подробнее.

  1. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

      Используя Интернет, можно применять в работе новые формы, такие как:

- Интеренет-консультации - это возможность ознакомиться с информацией, касающийся образовательного процесса, задать интересующий вопрос, возможность прочитать рекомендации по воспитанию детей, которая осуществляется по средствам сайта общеобразовательного учреждения;

- SMS-дневники; В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников - очень актуальна. Использование SMS-дневников позволит с минимальными временными и материальными затратами через Интернет установить контакт с родителями (законными представителями) обучающихся. Например, можно оперативно довести до сведения родителей дату родительского собрания или другого мероприятия, информировать родителей об успеваемости каждого обучающегося и о пропусках учебных занятий.

- Ознакомление с информацией на образовательных сайтах. Существует множество образовательных сайтов, на которые вы можете сослаться в работе с родителями, где можно раздобыть интересный материал, доработать его, не затратив на это большое количество времени. Например, классные часы, родительские собрания, сценарии школьных праздников, документация классного руководителя и т.д.

 

2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

В своей работе классный руководитель может применять электронные образовательные ресурсы, в которых собраны материалы следующего характера:

- планирование и содержание деятельности классного руководителя;

- диагностика, анализ и контроль;

- документальное обеспечение;

- материал для классных часов;

- материалы для родительского собрания;

- сценарии мероприятий.

 

3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

 

1) Word. С помощью этой программы классный руководитель может делать методические разработки воспитательных мероприятий, вести документацию и оформлять личные дела обучающихся, составлять план воспитательной работы, делать анализ и оценку результатов своей работы, вести классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях, а также регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков и заполнять психолого-педагогические карты изучения личностей учащихся.

2) Excel. В Excel легко составить график организации дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, график коллективной уборки школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения. В конце четверти, семестра или полугодия это программа поможет легко составить отчет по классу – об успеваемости, посещаемости (при условии внесения данных в программу ежедневно).

3) Power Point. Эта компьютерная программа позволит более качественно проводить классные часы и родительские собрания, так как информация, предоставленная в Power Point, выглядит более наглядно и воспринимается легче.

4) Автоматизированная информационно-аналитическая система «АРМ ДИРЕКТОР». Эта программа позволяет создать автоматизированные рабочие места (АРМ) руководителя, заместителей руководителя, секретаря, медицинского и социального работников, психолога, классных руководителей, а также других сотрудников учреждения, занятых в управлении учебно-воспитательным и административно-хозяйственным процессом.

Данная программа предполагает заполнение индивидуальной карточки каждого обучающегося, которая имеет следующие вкладки:

-общие сведения о ребенке (Ф.И.О., дата рождения, пол, адрес и т.д);

- сведения о родителях или лицах их заменяющих (образование, место работы, должность, социальное положение семьи);

- социальные условия (жилищные условия, материальное положение),

-здоровье (информация о группе здоровья, физкультурной группе, прививки), - успеваемость;

- документы ( информация о свидетельстве о рождении, паспорте, а так же отметка о гражданстве);

-дополнительная информация (информация о движении ребенка: откуда, когда прибыл, по какой причине).

 

Таким образом, для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Активное использование ИКТ в работе классного руководителя вносит свою лепту в формирование коллектива единомышленников учеников и их родителей, помогает в решении многих вопросов воспитания. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».